Не все родители с энтузиазмом воспринимают идею о том, что современному ребенку желательно еще до школы научиться читать, считать и, возможно, даже писать, ведь раньше ничего такого не требовалось.
Официально иметь эти навыки к первому классу не требуется и сейчас, но практика показывает, что без них ребенку в школе будет довольно трудно.
Раньше все дошкольники находились примерно в равных условиях: большинство посещало детские сады, где дети играли и занимались ручным творчеством, а непосредственно перед школой их немного готовили к школьной жизни.
В итоге в школу дети шли почти с одинаковым уровнем знаний.
Сейчас в дошкольном периоде дети проходят совершенно разные пути развития.
Кто-то путешествует по миру и говорит на трех языках. Кто-то воспитывается в семье и не посещает никаких учреждений до школы. Кого-то, напротив, водят по бесконечным занятиям. А кто-то ходит в детский сад.
Детские сады также отличаются друг от друга по программам развития.
Итак, на входе в школу мы имеем разных по уровню развития семилеток: одни, условно, не знают даже букв, а другие уже бегло читают художественные тексты.
Такой класс сложно обучать в едином темпе, и страдают, как правило, дети, которые знают меньше — им приходится быстро догонять.
Плюс программа первого класса довольно насыщенная и сжатая, у детей много самостоятельной работы и почти нет времени на закрепление базовых навыков.
В таких условиях учитель просто задает некое общее направление, фактически выступая в роли методиста.
При этом одни дети спокойно и самостоятельно работают, а другим это оказывается не под силу.
Родителям приходится уже в первом классе брать репетиторов и привлекать других специалистов, потому что ребенок объективно «не тянет» программу.
Именно поэтому я рекомендую все же готовить ребенка к школе заранее, но делать это нужно с умом.
1. В первую очередь, важно подготовить руку ребенка к письму. Для этого нужно регулярно развивать мышцы кисти, давать им нагрузку. Дошкольник должен уметь работать руками — мастерить, лепить, рисовать, вырезать.
Очень часто родители говорят: «Мой ребенок не любит эти занятия». Действительно, бывают такие дети, и у них, как правило, уже есть проблемы с мелкой моторикой. Задача родителей — придумывать интересные занятия, как-то увлекать ребенка, даже если он не очень хочет заниматься. Сейчас продается много пособий, раскрасок, наборов для творчества — всегда можно найти то, что понравится.
Задача — заложить фундамент, который потом поможет ребенку в школе, когда он сядет за прописи. Его рука и мозг будут готовы к этим занятиям, они не вызовут у него ужаса и отторжения.
2. Чем лучше ребенок читает, тем проще ему учиться.
Но даже если у вас совершенно обычный, хорошо обучаемый ребенок, то все равно я рекомендую идти в школу, уже умея читать. Потому что практически весь материал сейчас дается в текстовом виде. Ребенок должен уметь прочитать задание, понять его и выполнить.
Уже в конце первого класса дети пишут итоговые работы, где проверяется уровень смыслового чтения.
Если ребенок пошел в школу в самом начале освоения навыка чтения, когда он только-только стал слоги складывать, то ему будет сложно. У него не будет времени на автоматизацию этого навыка. Он будет настолько поглощен делами, у него появятся новые задачи — писать прописи, что-то считать, портфель собирать, какие-то задания выполнять. Когда ему «расчитываться»?
3. Важно дать дошкольнику базовые математические понятия, некий фундамент, на котором базируется математика.
Ориентация в пространстве. Почему это важно? Математика есть оперирование идеальными объектами в мысленном поле. Операции с числами — это перемещение чисел во внутреннем пространстве или путешествие по числовой оси, причем передвигаться мы можем по ней как вперед, так и назад. Или влево, или вправо. Ребята, которые плохо ориентируются в направлениях, как правило, и в вычислениях постоянно путают сложение и вычитание, разряды чисел.
Умение представлять, визуализировать сюжет в виде схематичного взаимодействия объектов, освобождая его от деталей и красок, — основа работы с алгоритмами решения задач.
Ощущение количества. Это мгновенное распознавание количества объектов в пределах 5 (или больше). Очевидно? Не факт. Ко мне часто приходят дети 5-6 лет, которые пересчитывают количество пальцев на одной руке, когда я задаю вопрос: «А сколько здесь пальцев?»
Еще одно важное представление — числовой ряд в пределах 10-20 и умение свободно перемещаться по нему вперед и назад (до 10 — база минимум, до 20 — уверенная норма, в пределах 100 — шикарно).
Состав числа. Мы говорим о составе числа в пределах 10. В идеале ребенок не должен ничего вычислять в пределах 10. Он должен владеть составом числа. Дети, не владеющие концепцией разложения множества на две и более части, долго стоят на месте в устном счете.
В математику можно и нужно играть.
Многие дошкольники не понимают элементарных вещей: смена времен года, месяцы, дни недели, расписание.
Я иногда спрашиваю ребенка: «По каким дням у тебя плавание?» И выясняется, что для некоторых детей даже сама концепция, что есть циклы, неделя, и на неделе, например, есть повторяющиеся занятия, как бы не существует. Они живут в системе одного дня, только здесь и сейчас.
Для них даже вчера, сегодня — это очень абстрактно. Зато другие дети сразу видят эту связь, видят себя в пространстве и во времени, без труда рассказывают о своем расписании. Такому ребенку в школе будет гораздо проще даже не с точки зрения математики, а с точки зрения какой-то общей самостоятельности и ответственности за свои действия, понимания: где я, кто я, зачем я.